Виртуальный бизнес Роман Авджян и Даниил Малахов – приятели, которые вместе открыли клуб виртуальной реальности «Illusion». Они рассказали, как зашли в самый крупный торговый центр на полуострове, проиграли в гонке за место первых с конкурентами и почему разбираться в новом деле на ходу – нормально.
Бизнес начинается не с хорошей идеи. Он начинается с идеи, которая воодушевляет так сильно, что невозможно её не воплотить. Роман и Данил открыли своё дело руководствуясь таким принципом. У каждого из них есть основная работа. Но идея игрового клуба виртуальной реальности настолько их поглотила, что они, не раздумывая, взялись за нее.
«Мы ничего не придумывали нового, просто подсмотрели. В Москве я сходил в такой клуб и понял, что это оно. Обычно в голове крутится много идей, но эта была ярче остальных. На Камчатке есть игровые клубы, но там только приставки, которые может позволить себе каждый. А VR – совершенно другой уровень», – говорит Роман.
VR клуб – это место, где специальные шлемы и контроллеры погружают человека в искусственно созданный мир виртуальной реальности. Этот мир воспринимается как настоящий благодаря включению почти всех органов чувств. Технология позволяет играть в компьютерные игры, вроде шутеров, а также покататься на горных лыжах или американских горках. В крупных городах России VR-клубы уже не редкость, а в регионах они только начинают открываться. На Камчатке эта ниша вовсе пустовала.
Роман поделился своей идеей с Данилом, и приятели приступили к её реализации. Сперва написали бизнес-план, чтобы понять, что им нужно для клуба и сколько денег требуется. В статью расходов вошли оборудование, аренда помещения в торговом центре и его ремонт.
«Писать бизнес-план не сложно, когда есть чёткое понимание идеи. Мы знали, что мы хотим и как мы это сделаем. А вот подсчёты рентабельности, выручки, прибыли делать уже сложнее. На деле где-то мы поскромничали, а где-то переоценили возможности: расходы выросли в вдвое, а выручка пока не поднялась до того максимума, который мы прописывали», – объясняет Данил. «Средние показатели, в принципе, мы просчитали верно, – добавляет Роман – сначала прикинули неадекватный максимум, который оборудование может принять, и минимум. Вывели из этих подсчётов среднее число и соотнесли его с проходимостью в выходные дни. Этот показатель предоставляет ТЦ, где вы арендуете помещение».
Одновременно они искали помещение и оборудование. Идеальным расположением нового бизнеса предпринимателя посчитали торговый центр, рядом с которым находятся все крупные ВУЗы и несколько школ города. Так как целевая аудитория VR-клуба – студенты и школьники, приятели надеялись, что после учебы молодежь будет ходить в клуб отдохнуть и развлечься. Но проверить свою гипотезу они не успели.
«Оказалось, что помещение, которое нам приглянулось, занято с самого открытия торгового центра», – рассказывает Роман.
Тогда приятели воспользовались планом «Б». Казалось бы, что в крупный торговый центр зайти еще сложнее, но, как уверяют Роман и Данил, им сильно повезло. «Получилось спонтанно. Пришли, рассказали идею, написали заявление и через несколько часов нам перезвонили. Помещение, которое нам предложили, появилось в списке свободной аренды за сутки до нашего визита», - вспоминает Данил.
«Мы еще думали некоторое время, потому что оно оказалось больше по площади, чем нам требовалось согласно бизнес-плану», – добавляет Роман – «В конечном счёте решили, что больше – не меньше, согласились. И не пожалели. Технически оказалось, что для VR-клуба нужно очень просторное помещение. Это не пропишешь теоретически, если не работал с таким оборудованием. Пришлось изучать всё на ходу».
К плану «Б» пришлось прибегнуть и в финансах. Собственного стартового капитала друзьям не хватало. Они обратились в Микрокредитную компанию Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства за займом на оборудование.
«Сильно выручил Фонд поддержки предпринимательства. Никакой банк таких условий не предоставит. Всё работает прозрачно, удобная и понятная структура. Что важно, сотрудницы фонда работают быстро, очень отзывчивые и понимающие», – говорит Данил.
Закупка оборудования прошла легко и быстро. А вот доставка акустического поролона на Камчатку стала для предпринимателей затратным мероприятием. Такой поролон хоть и влетает в копеечку, но сохраняет оборудование, в случае удара о стену. А если стену задел игрок, это не обернется ушибом или неприятными ощущениями. Не каждый клуб виртуальной реальности в регионах уделяет должное внимание отделке помещения. Роман и Данил с самого начала договорились, что работают на качество.
Настройка оборудования заняла больше месяца. Сложность заключалась в том, что производители написали инструкцию только для домашнего использования.
«Настройка ведь зависит от конкретного помещения, где находится аппаратура. Об этом нигде не прочтешь. Писали в техподдержку, но они толком ничего нам не подсказали. Нам ничего не оставалось, как устанавливать технику по этой инструкции. Одним словом, разбирались на ходу», - говорит Роман.
Когда до открытия оставались считанные недели, друзья узнали, что в городе уже открылся клуб виртуальной реальности. Сначала их одолел страх и уныние. Но потом они, как настоящие предприниматели, решили проанализировать своего конкурента. А на основе анализа выявить свои сильные стороны. «Почти сразу поняли, что это не конкурент. Мы сделали ставку на качество и не прогадали», - говорит Данил. «Да, у нас чуть дороже стоимость часа, но больше пространство и приятнее находиться. Клиенту у нас комфортно, его не отвлекают посторонние шумы. А оборудование создаёт такой эффект погружения, что о реальном мире действительно забываешь», – добавляет Роман.
VR-клуб «Illusion» открыл свои двери 16 августа этого года. Роман и Данил не надеялись, что в первые выходные в клубе будут толпы людей. А зря. Поток был настолько большим, что предприниматели даже растерялись. Все четыре игровых места были заняты в течение двух дней. «Первые выходные были взрывными. Мы не понимали, что с таким количеством людей делать. Сейчас работать проще, когда был такой опыт. В целом стартовый месяц хорошо себя показал. На эти данные мы теперь ориентируемся», – говорит Данил.
Основные клиенты клуба «Illusion» – дети 9-13 лет. Приходя в клуб, они знают, в какие игры будут играть и понимают принцип работы VR-технологии. Для взрослых, которые тоже частенько заглядывают в «Illusion», виртуальная реальность в новинку. Большинство не знает, что это такое, многие боятся даже пробовать. Те, кто решаются надеть шлем, испытывают сильный Вау-эффект. «От взрослых лучше не отходить, потому что они постоянно падают. Мозг обманывается настолько, что перестает понимать, где он находится. Самый яркий пример – горные лыжи: вроде стоишь на месте, а перед глазами картинка, что едешь с горы. С непривычки моментально теряется координация», - рассказывает Роман. «А одна девушка настолько погрузилась в игру, что, убегая от большого булыжника, побежала на выход. Если бы не провод от шлема, она действительно бы убежала», – смеётся Данил.
Сейчас цель предпринимателей увеличить доход вдвое. В том что это вполне реально, они не сомневаются. Как и не сомневались в начале своего пути в идее. И по традиции, герои истории успеха делятся советом, который помог им в их деле.
«Это может прозвучать банально и пафосно, об этом пишут в каждой статье про бизнес, но главное начать делать хоть что-то. Нет идеи, тестируйте разные ниши, пока не найдете то, что вас сильно зацепит. Ждать идеальных обстоятельств, значит терять время. Это правило работает со всеми поправками на реальность, даже виртуальную».
Яна Гапонюк